Шлем на гербах современных стран. Часть II

Шлем на гербах современных стран

Первая часть обзора была опубликована в «Журнале о металле», № 1 за 2014 г. Во второй части материала мы расскажем о двух реально существующих шлемах, имеющих  в  своих  странах  настолько  важный  исторический  контекст,  что  стали составными частями их государственных гербов.

Важным  элементом  государственного  герба  Республики  Албания (Рис. 12) является  уникальный «шлем  Скандербега».  Он  принадлежал Георгу  Кастриоти (Рис. 13),  национальному  герою,  жизнь  и подвиги  которого  нашли  широкое  отражение  в  народном фольклоре этой страны. Его исторический путь вызывает много ассоциаций с Богданом Хмельницким. Георг Кастриоти принимал участие во многих сражениях на стороне Османской империи. Его личное мужество и военный талант принесло ему от турок уважительное прозвище Скандер или Скандербег (искаженное имя Александра Македонского, издавна бывшего на Востоке синонимом героя).
Скандербег,  лишённый  после  смерти  отца  родового  поместья,  самовольно  покинул  турецкую армию,  отрёкся  от  ислама,  принял христианство  и развернул  с  1444  г.  в  Северной  Албании  успешную партизанскую войну. В течение почти четверти века Кастриоти успешно отражал все попытки Османской империи  вернуть  себе  контроль  над  Албанией.  Нанеся за этот период несколько десятков поражений войскам османов, Скандербег в итоге был признан султаном Мехмедом II правителем Албании. И только после его смерти от малярии в 1468 г. Османская империя смогла восстановить свой контроль над албанскими землями.
Шлем  Скандербега  —  реально  существующий исторический  артефакт,  вывезенный  вдовой  героя на  территорию  Италии.  Прошедший  через  руки  череды владельцев шлем Георга Кастриоти (вместе с его  мечом)  оказался   в  коллекции  доспехов  и  оружия венского Kunsthistorisches Museum, где экспонируется в настоящее время (Рис. 14). Идентичная копия шлема Скандербега находится в Национальном музее Тираны.
Шлем выполнен в восточном стиле. Купол полированный,  диадема  и  нашлемная  фигура  выполнены из меди и частично позолочены. На диадеме располагается надпись, «* IN * PE * RA * TO * RE * BT *». Расшифровывается  аббревиатура  скорее  всего  как «Иисус Назарянин благословляет князя Эматия (или «из Мата»), короля Албании, ужас Османов, короля Эпира» (лат. Ihesus Nazarenus*Principi Emathiae*Regi Albaniae*Terrori Osmanorum*Regi Epiri*Benedicat). Определенные исследования указывают, что диадема с надписью была добавлена на шлем Скандербега уже после его смерти.
Геральдическая  фигура  в  виде  козлиной  головы указывает на то, что шлем был изготовлен до XV в. Красивая легенда о появлении нашлемника в виде козьей головы звучит так. Когда турки загнали Скандербега в безлюдные горы и решили взять его измором, он приманил дикую козу и питался ее молоком, пока турки не ушли. В знак благодарности он украсил свой шлем козьим черепом с рогами.
Автор  обзора  считает,  что  более  вероятным  аргументом  появления  этого  нашлемника  является само  прозвище  Георга  Кастриоти.  В  традиции  Востока Александр Македонский назывался «Искандер Зулькарнайн» («Искандер Двурогий»). Это связано с многочисленными  изображениями  Александра  на монетах  эллинистического  мира  в  головном  уборе Зевса-Амона с бараньими рогами (Рис. 15).
А теперь перейдем к самому древнему головному  убору,  отраженному  в  современной  официальной  государственной  геральдике.  Герб  Республики Казахстан был официально утвержден 4 июня 1992 года,  его  авторами  являются  архитекторы  Жандар-бек  Малибеков  и  Шот-Аман  Уалиханов.  Согласно официальному  описанию  на  голубом  фоне  герба изображен  свод  казахской  юрты  (шанырак),  от  которого во все стороны расходятся в виде солнечных лучей  ее  опоры  (уыки).  Слева  и  справа  на  круглом щите  герба  изображены  два  мифических  коня-тулпара (Рис. 16). Как раз об истории последних мы рас-скажем сейчас более подробно.
В казахской, башкирской и татарской мифологии Тулпар  —  крылатый  скакун,  аналог  Пегаса  и  Конька-Горбунка. Как и первый, он связан с водой местом своего  рождения.  Со  вторым  его  роднит  частая  из-начальная  неприглядность  и  неказистость  внешнего  вида.  Но  волшебные  превращения  помощника сказочных  батыров  делает  его  способным  летать, метать  молнии,  заставлять  содрогаться  все  вокруг от  его  ржания,  ударом  копыта  открывать  водные источники.  Таким  образом,  Тулпар  является  своеобразным  связующим  звеном  водного,  земного  и небесного  мира.  Интересно,  что  согласно  многим легендам его крылья не должен видеть даже его хозяин, иначе конь немедленно умрет…
Сразу  бросается  в  глаза,  что  тулпары  с  герба Казахстана  имеют  рога,  что,  вообще  говоря,  им  не свойственно. И тут мы вплотную подходим к интересной  и  до  конца  не  раскрытой  теме  еще  одного уникального «шлема» — головного убора «золотого иссыкского человека».
«Золотой человек» (по-казахски — «Алтын Адам») является условным названием уникальной находки, сделанной  в  1969  г.  археологической  экспедиции под  руководством  Кемеля  Акишева  при  раскопках кургана  Иссык  на  берегу  одноименной  реки  Казахстана.  Захоронение  знатного  родственника  вождя крупного кочевого племени саков (скифов) V—VI в. до н. э. сопровождали более четырёх тысяч украшений  элементов  одежды,  ювелирные  изделия,  оружие и утварь из золота, серебра, железа и бронзы.
Сегодня сокровища кургана и точная реконструк-ция облачения «золотого иссыкского человека» (ее автор — академик Крым Алтынбеков) экспонируются  в  Государственном  музее  золота  и  драгоценных металлов Республики Казахстан в Астане (Рис.  17). Алтын Адам в образе военного сакского вождя стал в последние годы одним из самых популярных сим-волов  современного  Казахстана.  Его  копия  венчает  монумент  Независимости  на  главной  площади Алматы,  аналогичные  памятники  установлены  и  в других городах страны. Фигура Алтын Адама на крылатом  барсе  изображена  на  штандарте  президента республики.
Однако,  как  часто  бывает,  символика  и  научные факты  могут  со  временем  существенно  разойтись. «Золотой  иссыкский  человек»  —  прекрасный  тому пример.  Научный  спор  по  нему  сейчас  находится  в самом разгаре. Его пол до сих пор точно не определен, более того, новые археологические находки все больше указывают на то, что это была женщина.
Но обратимся к костюму Алтын Адама, который представляет  собой  некий  ритуальный  вариант  военного облачения. На это указывают следующие моменты. В погребении, рядом с умершим, были найдены  железный  меч  в  ножнах  и  кинжал,  стрелы  и рукоятка нагайки. Камзол и сапоги обшиты бляхами в  форме  трилистника,  напоминая  бронированный панцирь  (типа  эллинистического  катафракта)  тяжеловооруженного  конного  воина.  Поэтому  головной убор «золотого человека» (высотой до 70 см, стреловидный, с низом в виде треуха, застегнутый под подбородком, богато украшенный золотыми бляхами и пластинами) имеет основания считаться декоративной версией «шлема» тех времен.
Как точно называли свои головные уборы скифы достоверно  неизвестно.  Кемель  Акишев  использовал для своей находки термин «кулах», по аналогии с названием похожего войлочного мужского головного  убора  народов  Передней  и  Средней  Азии  (например, один из видов иранских и индийских металлических шлемов XVI в. называли «кулах кхуд»).
Форма  «кулаха  Алтын  Адама»  полностью  соответствует  описанию  из  «Истории»  Геродота:  «Саки же  (скифское  племя)  носили  на  головах  высокие островерхие тюрбаны плотные, так, что стояли прямо». В древнеперсидских клинописных источниках сообщается  о  трех  больших  группах  саков,  одна  из которых называлась саки-тиграхауда (саки, носящие остроконечные шапки).
В повседневной жизни саки (скифы) использовали  различные  варианты  колпаков  из  толстого  войлока, кожи и меха, хорошо известных по многочисленным образцам греческой керамики и скифского ювелирного  искусства.  Дополнительно  укрепленные  металлическим  набором,  они  широко  использовались для защиты головы от легкого оружия во время военных действий. Большинство металлических шлемов, обнаруженных на территории Скифии, являются предметами импорта, следовательно, в те время они высоко ценились и были доступны лишь высшей военной аристократии.
Исходя  из  темы  гербов,  как  связующей  нити нашего  обзора,  имеет  смысл  также  заметить,  что фригийский  (фракийский)  колпак,  известный  символ свободы и борьбы за нее с древнеримских времен —  самый  что  ни  на  есть  прямой  родственник скифских головных уборов, который продолжает использоваться в официальных гербах многих стран.
Головной  убор  «золотого  человека»,  как  было указано  выше,  украшен  золотыми  деталями  с  изображениями птиц и животных (архаров, козлов, тигров,  лошадей),  а  также  сложными  растительными орнаментами. Считается, что кулах повторяет структуру кургана и символизирует путь души после смерти. Вообще, общая и частная символика элементов костюма и вещей Алтын Адама настолько сложна и многогранна, что ее изложению и трактовке посвящены  объемные  научные  труды.  Поэтому  сосредоточим  свое  внимание  сейчас  на  «предках»  коней  с герба Казахстана.
На  лобной  части  головного  убора  «золотого  иссыкского человека» находится составная эмблема в виде двух крылатых коней с рогами горного архара (Рис. 18). Две половины коня на ней являются сим-волами двух полугодий, а так же знаками плодородия, мужества и мощи власти. Их крылья олицетворяют  небо  и  делают  их  проводниками  хозяина  в другой мир. Изображение крылатого коня с рогами архара — знак слияния солнечного божества и родовых тотемов, рога подчеркивали божественную сущность и избранность земного повелителя скакунов.
И здесь снова возникает тема шлема. Но не для человека,  а  для  лошади…  С  1997  года  проводятся раскопки  могильника  І  тысячелетия  до  н.  э.  у  с.Берель  в  Восточном  Казахстане.  В  курганах  могильника  обнаружены  многочисленные  захоронения лошадей. На некоторых из них были надеты специальные маски с деревянными рогами горного козла, иногда —  в  их  натуральную  величину.  Прекрасные реконструкции (Рис.  19) конского  снаряжения  из Берельских  курганов  были  сделаны  в  той  же  научно-реставрационной лаборатории академика К.Алтынбекова.
Таким образом, кони в образах рогатых тулпаров тысячелетия  назад  действительно  летели,  пусть  и без крыльев, в безудержной скачке над бескрайними степями Азии…

Обзор подготовил Олег Пустовойт

Добавить комментарий